Владение плавательным средством – это не только возможность наслаждаться роскошным отдыхом, но и необходимость в квалифицированном сервисе. Также нужно подумать о месте хранения лодки после окончания водно-моторного сезона. Если плавательное средство небольшого размера, то здесь все просто. А вот зимнее хранение катера или яхты немалых габаритов требует специальных знаний, условий.
В первую очередь, необходимо поднять на берег водное судно, а затем «законсервировать». Иначе низкие температуры негативно скажутся на механизмах и системах техники. После воздействия низких температур и других негативных факторов дальнейшая эксплуатация может быть проблематична или невозможна. Зимнее хранение зависит от климатических условий региона. Существуют варианты открытого и закрытого хранения.
Консервация на зиму катеров, яхт и лодок
Сезон окончен, наступила осень. Водное судно надо хорошо подготовить к зимнему хранению. Неважно, какой это тип. Даже надувная лодка требует проведения некоторых операций. Опытный судовладелец знает, что на яхте зимой найдется работа.
Перед тем, как поднять на берег плавательное средство, нужно его «разоружить». Под этим термином подразумевается демонтаж всех элементов, которым требуется консервация и хранение в теплом помещении. После подбора стояночного места яхту, катер или лодку лучше расположить таким образом, чтобы нос смотрел на юго-запад. Это способствует одинаковому нагреву двух бортов весной.
Для размещения водного судна подойдут деревянные подкладки, кильблоки или сани. По желанию судовладелец может собрать козлы или стойки, а затем врыть их в грунт. Между нижней точкой подводной части корпуса и землей надо оставить расстояние не менее 1,5 метра. За счет этого упрощаются ремонтные и профилактические операции. Лодки небольшой массы лучше переворачивать днищем вверх.
При отсутствии помещения для зимнего хранения катера следует соорудить над ним навес. Он защитит от атмосферных осадков. Вместо навеса можно использовать брезентовый чехол. Лучшее решение – заказ тента с учетом размера плавательного средства. Требования к нему – прочность, а значит способность выдерживать снежную шапку, сильный ветер. Район носовой и кормовой оконечности должен быть вентилируемым, поэтому нужно оставить проходы для движения воздуха. Если зимнее хранение яхты происходит под открытым небом, требуется периодическое удаление снежных масс, уборка воды из трюма.
Деревянные суда
Перед отправкой плавательного средства на зимнее хранение предстоит хорошо вымыть все его части. Ту часть, которая располагается под водой, необходимо также почистить. Для удаления водорослей, а также слизи, подойдет щетка с жесткой щетиной. Для удаления особо прочного слоя ракушек можно применить моечный аппарат высокого давления.
Для промывки районов вентиляции лучше использовать специальные химические составы. Это позволит удалить масляные следы. Чтобы вымыть надводный борт, достаточно использовать обычный мыльный раствор. Затем все обработанные части предстоит вытереть насухо с помощью ветоши. Одновременно с этим рекомендуется удалить отстающую краску.
После такой обработки дерево следует просушить, а затем обработать олифой. Если водное судно из дерева эксплуатируется в морских водах, возможно появление древоточцев. При поражении небольших участков достаточно чистки с открытием ходов древоточцев. Далее потребуется 3-4 раза пропитать материал 10-15-процентным горячим раствором медного купороса. Необходимо оставить обработанные поверхности на 48 часов для высыхания, а затем покрыть грунтовкой с содержанием олифы.
При появлении плесени на дереве, пораженные участки необходимо вымыть, используя слабый раствор хлорной извести. Раствор готовится путем смешивания 100 граммов обычного хлорсодержащего отбеливателя и 5 литров воды.
Металлические суда
Перед консервацией катера, лодки или другого плавательного средства из металла необходимо удалить все загрязнения. После этого все металлические участки подвергается чистке от очагов коррозии. Для этого можно использовать щетку с проволочной щетиной. Дюраль очищается от пятен окислов. Открытые металлические участки желательно обработать грунтом.
Стеклопластиковые суда
Перед отправкой на хранение лодки или катера из стеклопластика, ее также надо тщательно вымыть. Для этой операции подойдет проточная вода или аппарат высокого давления. Если плавательное средство использовалось в соленой воде, промывку лучше выполнять максимально тщательно.
Для удаления плотно въевшейся грязи, смазочных или масляных веществ, можно использовать раствор, приготовленный самостоятельно. Для этого необходимо смешать воду с моющим средством без содержания абразива. С помощью щетки обработать поверхность. Палубная щетка для плексигласовых и акриловых поверхностей люков и иллюминаторов не подойдет. Она может оставить царапины.
Получения глянцевой поверхности добиваются с помощью полировки. Операция рекомендуется к проведению 1-2 раза в год. Для этого используются специальные полироли. Если покрытия корпуса повреждены, то перед отправкой на зимнее хранение катера, яхты или лодки их нужно отремонтировать. Затем нанести слой декоративного состава.
Немало хлопот доставляет разрушительное влияние воды на стеклопластик. Участки вздувшегося пузырями стеклопластика на днище плавательного средства свидетельствуют о гидролизе. Гидролиз – это основная проблема. Пузырьки лишь побочное явление этого процесса. Обычно их замечают в районе ватерлинии. При обнаружении подобного на судне, следует проверить их на наличие жидкости внутри.
При небольшом количестве пузырьков не составит труда справиться с такими повреждениями. Операция выполняется путем вскрытия пузырьков, промывки ацетоном. После этого поверхность должна высохнуть. Достаточно одной недели.
Затем поврежденные места окрашиваются эпоксидной краской. Для заполнения отверстий подходит полиэфирная смола с наполнителем. Финальная стадия – окрашивание корпуса эпоксидной краской. Она станет преградой на пути распространения гидролиза. При обнаружении большого пораженного участка предстоит серьезный ремонт.
Надувные лодки
Перед тем, как отправить на хранение лодку, необходимо провести очистку от песка, налипших водорослей, загрязнений. Важное условие — тщательная очистка от песка, который скапливается в пространстве между бортами и дном. Для удаления масляных пятен можно воспользоваться раствором теплой воды с мылом. В этом поможет обычная губка. Нельзя использовать бензин и прочие растворители.
После окончания операции следует дать высохнуть, не спуская полностью воздух. Лучше поместить плавательное средство в хорошо продуваемое и затененное место. Соединяющей борта и днища ленте также необходимо дать хорошо высохнуть. Для этого надо спустить воздух, а затем вывернуть дно наружу. Далее необходимо избавиться от конденсата и воды, оказавшейся внутри бортов. Дать водному транспорту просохнуть – клапаны лучше вывернуть. Прежде чем свернуть лодку, внутренние и наружные поверхности нужно посыпать тальком.
Чтобы зимнее хранение лодки не повлияло ни на какие составные части и поверхности, следует развернуть ее и немного надуть. Если предполагается поместить ее в чехол, лучше сложить как можно свободнее. Не допускать резких перегибов, которые могут спровоцировать возникновение трещин.
Не мешает 1 раз в 3 месяца делать переукладку плавательного средства. При этом следует обращать внимание на то, чтобы не было совпадения старых изломов с новыми. Внутренняя поверхность оболочки должна вентилироваться. Это делается с помощью 2-3-кратного надувания и сдувания камер. Для консервации на зиму подойдет сухое помещение, в котором температура не опускается ниже 0 градусов, а влажность не поднимется до 80%.
Порядок подготовки катера к зимнему хранению
Консервация плавательного средства на зиму – процедура, состоящая из нескольких этапов. На каждом внимание уделяется определенных элементам и составным частям водного транспорта:
Правильно обслуживаем силовую установку
Вне зависимости от типа двигателя (стационарный, подвесной), требуется подготовка к хранению. Хранить силовой агрегат, работающий на дизеле или бензине, – несложно. Производится замена масла в моторе, реверса в редукторе. Вместе с этим меняется масляные и топливный фильтр. Очищению и высушиванию подвергается узел сепарации и удаления воды.
Масло или смазка, препятствующие развитию коррозийных очагов, используется для покрытия движущихся частей внутри и снаружи силовой установки. Выполняется удаление воды из системы охлаждения. Чтобы это сделать, необходимо прогнать двигатель всухую в течение 1-2 минут до момента прекращения выхода из выхлопной трубы воды. После этого наружный контур охлаждения заполняется антифризом.
Для опрыскивания электростартера применяется состав для удаления влаги. После этой операции его следует закрыть пластиковым мешком. После остывания мотора нужно протереть его сухой ветошью. Затем укрыть чехлом, избавиться от конденсата, который осел на внутренние поверхности моторного отсека.
Важно в течение зимы периодически прокручивать силовой агрегат. Вместе с этим капать масло в смазочные отверстия. Опытные судовладельцы оставляют записку, в которой указывают перечень деталей, подлежащих замене перед очередным запуском. Финальная стадия процедуры – закрытие кингстона, закупоривание выхлопной трубы и отвода водяной системы с помощью деревянных заглушек. После этого надо повесить на люк в моторный отсек мешочки с силикагелем и плотно закрыть.
Обслуживаем вспомогательные системы
От эффективности и стабильности работы дополнительного оборудования зависит комфорт пребывания на плавательном средстве. Поэтому не
рекомендуется откладывать регламентные операции на следующий год. Вначале необходимо проверить подруливающие устройства, якорные лебедки, шпили. Затем почистить ящик якорной цепи. После этого снять и продуть указатель скорости и манометрический шланг. Процедура нужна для удаления воды из трубок, если она там присутствовала.
Далее следует проверить крепеж леерного ограждения, свим-платформы. Стоит выполнить проверку трапа, гайки рулевых тяг. Также провести очистку садков для рыбы, смотр тентов. Восстановление изношенных элементов в виде мягкого стекла, люверсов, молнии, обходится дешевле зимой. Финишный этап – продувка и смазка катушек, даунриггеров. Кроме того, выполняется очистка тендеров, чтобы удалить рыбный запах, который привлекает грызунов.
Делаем уборку в салоне
Перед отправкой на хранение катера зимой требуется дезинфекция всех помещений. Для этого подходит слабый раствор хлора. После обработки поверхностей надо все тщательно протереть, провентилировать внутреннее пространство плавательного средства. Чтобы избавиться от неприятного запаха, можно использовать пищевую соду. Для приготовления раствора следует чайную ложку смешать с 0.5 литрами воды. Полученным раствором следует протереть все поверхности, дать время на высыхание.
Желательно на зиму сделать так, чтобы внутренние помещения вентилировались. Для этого необходимо открыть рундуки, шкафы, люки, двери. Рекомендуется также оставить приоткрытыми входные двери, крышки люков. Организовать это можно с помощью клиньев.
Воспользовавшись глицерином, рекомендуется обработать уплотнительную резину, которой оснащены люки, пробки, кингстоны. Очистке от очагов коррозии и загрязнений должны подвергаться все металлические детали в виде петель, защелок и т.п. После этого их необходимо смазать тавотом или консервирующей смазкой. Детали с резьбой (вентили, талрепы и пр.) следует развинтить, очистить от коррозии, промазать тавотом с графитом, а затем собрать.
Мягкую мебель лучше снять, отправить в сухое проветриваемое помещение. Если сделать это не получится, расположить их вертикально, обеспечив тем самым круговую циркуляцию воздуха. Удалить лишнюю влагу возможно с помощью матерчатых мешочков с силикагелем. У этого состава высокая гигроскопичность.
Обслуживаем электрооборудование
Демонтаж аккумуляторных батарей – еще одна операция, которую необходимо провести перед отправкой на зимнее хранение яхты (лодки или катера). После снятия аккумуляторы следует отправить в сухое и теплое помещение. Если они щелочные, лучше разрядить, а если кислотные – зарядить до упора. Еще рекомендуется демонтаж радионавигационных приборов. Электрические контакты и клеммы надо обработать составом, предназначенным для консервации электрического оборудования.
Уход за корпусом
Вне зависимости от того, в каком месте планируется зимнее хранение лодки (яхты или катера), следует позаботиться о корпусе, навесных элементах. Сначала надо осмотреть корпус снаружи. Это позволяет выявить трещины, сколы, прочие повреждения. При обнаружении пузырьков рекомендуется их проколоть, а затем дать поверхности высохнуть. На подсохшее основание нанести эпоксидную смогу, чтобы свести на нет развитие ржавчины.
С дна яхты убрать водоросли, ракушки. Для этого воспользоваться скребком или аппаратом высокого давления. Предотвратить появление на корпусе наростов позволит обработка защитным составом ниже ватерлинии.
Уборка внутри – не менее важная операция. Внутреннее пространство убирается с помощью пылесоса. Стены и пол вымываются, а с других поверхностей удаляется пыль. Поверхности, контактирующие с водой, должны быть обработаны средствами, защищающими от плесени.
Далее потребуется проверить лопасти, ступицы винта. Если необходимо, заменить искривленные элементы или части, которые износились. Корпус лучше обработать воском, а затем накрыть чехлом. Способ хранения съемных элементов – вертикальное положение на подпорках. Части из металла следует смазать парафиновой смазкой. Также рекомендуется проверить такелаж и якорь. Швартовы надо вымыть, как и якорные цепи. Для этого подойдет пресная вода.
Убираем на хранение паруса
Перед тем, как отправить на хранение паруса яхт, выполняется их демонтаж, очистка, высушивание и сворачивание. Небольшие (до 12 м2) паруса очищаются от грязи в ванне, в которую наливается горячая вода. Для удаления загрязнений используется щетка. Чтобы очистить большие паруса, следует расстелить их на полу. Используя щетку и мыльную воду, выполнить процедуру очистки, а затем ополоснуть.
Если есть участки с плесенью, избавиться от нее. После этого погрузить на 2 часа в хлорный раствор с известью. Далее простирнуть и ополоснуть. Избавиться от грязных и масляных пятен можно с помощью трихлорэтилена. Ржавчина и металлическая пыль, находящаяся в масляных пятнах, легко удаляется теплым раствором небольшой концентрации соляной кислоты. Лаковые пятна убираются трихлорэтиленом. Ацетон с амилацетатом в равных пропорциях используется для последующей обработки.
Складывание парусов выполняется так: грот и стаксель складываются гармошкой. Линии сгиба должны располагаться параллельно нижней шкаторине. Скатку в рулон производят от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом следует избегать вертикальных перегибов, не допускать наложение одних на другие.
Убираем такелаж
Промывке должны быть подвергнуты стоячий и бегучий такелаж, швартовые и якорные концы. После этой процедуры они должны быть высушены, осмотрены для обнаружения дефектов в виде лопнувших прядей, погнутых шпилек, покрывшихся коррозией деталей.
Якорную цепь и якорь демонтировать, промыть, просушить. Желательно отправить якорную цепь в сухое, а также вентилируемое помещение. Следует снять верхнюю часть шпиля, очистить, смазать тефлоновой смазкой. Провести сбор. Стальные тросы смазать, свернуть в бухты, подвесить на крюки в рундуке.
Мачты и рангоут
Необходимо их демонтировать, снять с них все съемные детали. Разместить горизонтально, подперев. Полый металлический рангоут предстоит промыть снаружи и изнутри. Использовать для этого можно обычную воду. Финишный этап – сушка, а также покрытие парафиновой смазкой.
Для полной безопасности вашего судна воспользуйтесь услугой хранения вещей от компании Складикофф Боксшеринг.